EnEsp

Все статьи

Танец танго (журнал «Танец», ноябрь, 2000)

Зуева Юлия, Барболин Алексей

Танец танго«ТАНГО АРГЕНТИНО» — название Санкт-Петербургского клуба любителей настоящего аргентинского танго. О танго и о клубе рассказывают танцоры и преподаватели танго Юлия Зуева и Алексей Барболин.


Как люди приходят в танго и как это было с вами?

Ю: Каждый по-своему приходит в танго. Чаще всего все начинается с яркого незабываемого впечатления, например, от танго-шоу на сцене или кинофильма, или музыки танго. Я, к примеру, посмотрела аргентинское шоу «Страсть и Танго» и просто влюбилась с первого взгляда. Это было открытие. А Алексей «пристрастился» к танго, посмотрев фильм Карлоса Сауры «Танго». Только тогда мы еще не знали, что эти эффектные движения и страстные па — далеко не полное отражение того, что такое аргентинское танго. К пониманию танго люди идут небольшими неспешными шагами.


Как вы изучали танго?

А: Так как аргентинское танго в России — новая и еще малоизвестная культура, нам пришлось начать буквально с нуля. Мы искали информацию о танго, музыку, переводили статьи из интернета, встречались с танцорами аргентинского танго, учились по видео кассетам, использовали любую возможность, чтобы узнать о танго больше. Ведь для того, чтобы понять что такое танго, необходимо знать его корни, историю, традиции, культуру. В январе 2000 г. мы решили организовать клуб. Мы стремились создать именно клубную обстановку, где обучение танго было бы далеко не единственной задачей. Мы проводим танцевальные вечеринки танго — милонги, практики, организуем мастер-классы педагогов танго и другие мероприятия. За это время в нашем городе уже собралось небольшое, но дружное танго-сообщество (community). У нас нашлись друзья и единомышленники в России — московские танго клубы La Milonga, Casa del Tango и другие. Благодаря ним мы познакомились со многими танцорами аргентинского танго из Европы, Аргентины, США и получили возможность участвовать в семинарах с участием ведущих танцоров и педагогов танго.


Ю: Мы постоянно учимся. Это процесс непростой, потому что это большая работа над собой: поиск, всплески и отчаяние, нахождение точки опоры и потеря баланса, а потом, наконец, мгновения гармонии и понимание уже на другом уровне, в другом измерении. Это потрясающе интересно. В мире так много различных подходов к танго, в том числе и методик преподавания, от каждого педагога или танцора можно воспринять частицу его понимания.


А как вы учите людей танцевать танго?

Ю: Прежде всего, это обоюдный процесс — мы учимся вместе. Ученики учат нас, мы их, вместе мы находим новое ощущение и понимание танго. Многое мы делаем на интуитивном уровне. Люди приходят из суматошной будничной жизни, каждый со своими заботами, настроениями, стереотипами. Здесь важно увидеть, кто с чем пришел, что они могут, как чувствуют. Поэтому сначала — погружение в танго, его музыку, атмосферу и стиль общения. Это помогает обрести внутренний баланс и равновесие. Затем они учатся шагам, устойчивости, ведению и следованию, пониманию друг друга, наблюдают и копируют, примеряя на себя пластику танго, его каноны и этикет. И здесь, пожалуй, самое важное не показать, как надо сделать правильно, иначе все будут танцевать одинаково, а помочь сделать движения каждого индивидуальными, естественными для него. И еще — не останавливаться на шагах и фигурах, мы с этого сами начинали и знаем, это дорога в никуда. Идти дальше — на поиски ощущений. Это порой уже находится за гранью контроля со стороны преподавателя. Преподаватель лишь дает ключи, инструменты для дальнейшей импровизации. А дальше — творчество, выход за рамки шагов и формы. В этом и есть магия танго — его неповторимость, бесконечность, открытость. И каждый находит в себе и в танго мудрость, философию, создавая свой танец. Тогда тело обретает выразительность и гармонию движений. По сути дела, это язык, с помощью которого люди приходят к пониманию друг друга. Именно поэтому танго соединяет людей. Иногда не так-то просто научить мужчину и женщину почувствовать и понять друг друга, на три минуты танца довериться и станцевать вдвоем, двигаясь как единое целое. Но когда это удается, то лично для меня это самая искренняя и большая радость.


Почему аргентинское танго в России еще так малоизвестно?

Ю: Сложно сказать. Возможно потому что танго — это городской социальный танец, это пластическое отражение нашей жизни. Его возвращение к нам стало возможным только недавно. Но если мы вспомним, танго в том или ином виде всегда было очень любимо и популярно в России: «Брызги шампанского», «Утомленное солнце», мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Александра Вертинского — у нас было свое русское танго. Танго военного времени, танго из нашего кино и с отечественной эстрады. Мне кажется, танго нам очень близко своей эмоциональностью, трагичностью, резкой сменой настроений, мелодикой. И, кстати, многие иностранные тангерос отмечают особенную музыкальность русских людей, их страстную натуру и даже определенную склонность к танго.


А вы танцуете только аргентинское танго?

А: Аргентинское танго — это целое танцевальное направление, в котором много стилей и форм танцев. Кроме танго мы танцуем танцы милонга и танго-вальс, а также несколько различных стилей танго. Это так называемые бытовые (social) или клубные стили танго, так танцуют на милонгах в Буэнос-Айресе, да и по всему миру. Танго в стиле «милонгеро» или «близкое объятие» — традиционный стиль исполнения. Его приверженцы стараются сохранить его от влияний новых веяний, считая именно его самым настоящим. Танго «милонгеро» танцуют на милонгах — танцевальных вечерах танго в клубах, барах или даже на улице. Обычно на такие вечеринки собираются полные залы тангерос. И поэтому шаги танго «милонгеро» простые, скромные, объятие очень близкое, важны только ощущения и музыка. В танго «салон» — более открытая позиция танцоров в паре, и это пространство позволяет танцевать более разнообразные шаги, фигуры, украшения, повороты и позы танго. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго и, также как и танго «милонгеро», он основан на принципах импровизации, ведения-следования и т.п. Кроме того, каждый человек танцует свое танго, своеобразно и неповторимо, так что танго бывает очень и очень разным.


Чем аргентинское танго отличается от бального танго?

А: Аргентинское танго — это явление абсолютно уникальное. Ведь оно родилось в бедных кварталах Буэнос-Айреса более века назад, где смешались местная культура с традициями эмигрантов: аргентинская милонга, немецкий вальс, польская мазурка, испанская хабанера и ритуальные танцы индейцев и негров. К этому прибавьте еще тоску по покинутой родине, муки любви, радость надежд и горечь разочарований и т.п. Получилось смешение, сочетание несовместимого. Поэтому аргентинское танго — много больше, чем просто танец. Это больше чувство, чем шаги, это больше общение, чем телодвижения.


Ю: Более того, настоящие аргентинские тангерос не знают счета, а названия движений очень жизненные, например, caminada, что значит «прогулка», или abrazo — «объятие». Танцуют так, как чувствуют, как понимают музыку, как дышат и никогда не танцуют заученно.


А: Это когда танго стало популярно в Европе, тогда придумали названия основных шагов, так называемые академические основы танго. Что касается бального танго, оно вышло из модных бальных салонов Европы и было стандартизировано, то есть были придуманы стандартные фигуры, счет, музыкальные каноны для его исполнения. Затем танго стало частью европейской программы спортивных бальных танцев. Могу сказать, что у стандартного танго очень мало общего с танго аргентинским: разные фигуры, постановка в паре, счет, принципы ведения и, конечно, ощущения. Но самое главное отличие в том, что настоящее аргентинское танго — всегда живая неповторимая импровизация.


Можно ли танго назвать ретро-танцем?

Ю: Возможно, к танго относятся как к ретро танцу и культуре из-за его своеобразной стилистики. Да, есть некие ретро-ассоциации, кстати, до сих пор очень популярна музыка танго начала века. Но сегодня танго совсем иное, надо признать, что это часть новой мировой культуры. Танго танцуют по всему миру. Появляются новаторские танцевальные направления. Молодое поколения танцоров стремится найти в танго свой неповторимый стиль, придумывая оригинальные шаги, изысканные позы и поддержки. И в музыке, к примеру, Астор Пьяцолла вывел танго за рамки традиционной танго стилистики, в его музыке то же дерзкое смешение стилей, традиций и чувств. Появляются новые джазовые и этнические интерпретации танго. Сегодня танго вновь возвращается к нам, только теперь это новая волна тангомании. Это синтез и новация — история танго повторяется снова.


Тангомания, какое странное слово...

А: Так назвали период расцвета танго в начале прошлого века, когда начался настоящий бум, мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго. Танго разошлось по всему миру, в Париж, Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию. А сейчас — у нас нео-тангомания. Это новое направление неоромантизма в культуре, искусстве и жизни людей, когда мужчина и женщина заново открывают истину и красоту отношений друг с другом.


Ю: Тангомания — это еще и особенное мироощущение. Танго меняет стиль жизни тех людей, кто к нему приобщается. Несмотря на то, что тангоманское движение у нас еще очень молодо, за это время местные тангерос сумели довольно хорошо освоить азы танго и его культуру, и теперь свободно могут находить общий язык со своими единомышленниками во всем мире. Приглашаем вас присоединиться к нашему клубу любителей настоящего танго, мы будем рады новым друзьям!

Все статьи

Статьи категории «О танго»