Наш первый педагог танго — Эдуардо Фернандез, настоящий «портеньо» и «аргентинец»
Забудьте шаги, ищите танец в своем сердце, и тогда вы будете хорошими танцорами.
Интервью с Эдуардо Фернандезом, исполнителем аргентинского танго.
Что Вы думаете о развитии танцев в настоящее время, почему растет их популярность и именно аргентинского танго?
Сейчас такое время, когда люди начинают находить удовольствие в танце вдвоем, вместе. В современных танцах, таких как сальса или рок-н-ролл, мужчины зачастую исполняют свои движения, женщины — свои. Все это является ответной реакцией на возникшее напряжение, «борьбу» между полами. В 60-х годах у женщин появляется свой собственный взгляд на мир. Женщины теперь хотят исполнять свою партию в танце самостоятельно. Они больше не хотят следовать. Но сегодня, в конце тысячелетия, женщины снова открывают для себя удовольствие от объятия, удовольствие от флирта, игры, в которой она дает мужчине вести себя, не теряя при этом своей независимости и самостоятельности. Я бы назвал все это новой волной или новым путем романтизма. Танго как тип музыки и как тип танца очень хорошо этому соответствует.
Как Вам российские женщины?
Это лучшие женщины в мире. Лучшие после аргентинских женщин, разумеется (улыбается).
Когда вы начали заниматься танцами?
Я учился танцевать у себя дома с малых лет, наблюдая за тем, как танцевали танго мои отец и мать в саду или во дворе. Позже я не хотел повторять то, что танцевал мой отец потому, что всегда существует конфликт поколений. Я полюбил другой тип музыки, но через какое-то время танго открыло меня снова. Оно с большой силой пленило меня. Потом я учился танцевать современное танго потому, что то общество, в котором я живу, танцует открытое танго (существуют открытый и закрытый стиль аргентинского танго по названию объятия, положению партнеров в паре — прим. редакции).
Мое танго, это танго, которое я танцую сегодня. В тот момент, когда ты его танцуешь, ты борешься и страдаешь, — это и есть вся наша жизнь. Я танцую танго так, потому что я так его чувствую, и постарался передать все это вам, потому что знаю — русские люди и русская музыка наполнены глубокими чувствами. Я подумал, что вы сможете это прочувствовать и получить удовольствие от этого накала борьбы и отношений в танце. Вам должно это понравиться. Я знаю также, что русские люди — очень хорошие танцоры, что русские женщины очень элегантны, а мужчины имеют хорошие манеры. Таким образом, у вас есть все необходимые предпосылки, чтобы танцевать танго.
Принимали ли Вы участие в конкурсах и если да, то какие места вы занимали?
Нет, мы не соревнуемся, мы только выступаем с показательными номерами. Две недели назад мы с Анн-Софи танцевали в Opera-House в Вашингтоне, где исполняли танго в сопровождении фортепиано. Мы также танцуем на основных фестивалях и вместе преподаем.
Когда Вы с Анн-Софи начали танцевать вместе? И являетесь ли вы мужем и женой?
Мы танцуем вместе год. Мы - не муж и жена (улыбается). У Анн-Софи есть друг, а я — одинок. Мы — хорошие друзья, мы уважаем друг друга, но между нами ничего нет. Многие люди задают этот вопрос, скорее всего потому, что мы танцуем очень близко. Это и есть магия танго. Я могу быть влюблен в нее в течение двух минут, но потом мы снова друзья. В тот момент, когда мы танцуем, мы любим друг друга.
Чтобы Вы могли бы пожелать русским танцорам, чтобы совершенствовать свой танец и, именно, аргентинское танго?
Я думаю, что такие семинары, как этот, очень полезны. Я бы рекомендовал вам дать возможность старым аргентинским учителям преподавать у вас. Не берите уроки у европейцев, турков и прочих. Аргентина такая же бедная страна сейчас, как и Россия. Эти люди (европейцы) приезжают в Аргентину и, заплатив там сто долларов, учатся месяц, а затем едут преподавать в Штаты или в Европу, где берут сто долларов за час. Дайте возможность преподавать здесь тем людям, которые создали этот танец. Пригласите сюда старых милонгеро.
Рекомендую вам как можно чаще практиковаться. Я танцую шесть дней в неделю (примерно шесть-десять часов) с двумя-тремя партнершами (у меня разные партнерши). Преподаю два раза в неделю. Тренируюсь у зеркала и у хореографического станка. Мне пятьдесят один год. Посмотрите на меня!
Вы в прекрасной форме!
Для меня танец — это удовольствие. Когда я танцую, то нахожусь глубоко в танце. В этот момент для меня ничего больше не существует: только я и моя партнерша. Потому что для меня танец — это поиск души и развитие своих чувств. Мой последний совет: «Забудьте шаги, ищите танец в своем сердце, и тогда вы будете хорошими танцорами».
Интервью подготовлено Русским Информационным Танцевальным Агентством (РИТА). Редакция "РИТА» выражает признательность за помощь в организации и подготовке этого интервью Александру Вистгофу, Геннадию Гаранину и Лене Дмитриевой.
О милонге. Как это у них в Буэнос-Айресе.
Составлено по рассказу Эдуардо Фернандеза.
- Протанцевать с одной дамой нужно не меньше 2-х и можно не больше 4-х танцев.
- Приглашения на милонгах происходят в основном взглядом. Мужчина смотрит на женщину, она отвечает, и они просто встречаются на паркете. Окружающим может показаться, что это просто, но на самом деле это целое искусство.
- Даме, пришедшей на милонгу, следует быть очень осторожной, ни в коем случае нельзя показывать себя лёгкой добычей, ни в коем случае не улыбаться, всегда держаться с достоинством. Иначе к ней весь оставшийся вечер будут подходить только для легкого знакомства и приятного флирта. Но хорошие партнеры, уважающие себя, уже больше к ней не подойдут.
- То же для партнера: нельзя проявлять привязанности к партнерше, таковы правила игры. Так что, если вам очень понравилась партнерша, поступите благородно: назначьте свидание незаметно для окружающих. Дама будет благодарна за то, что вы ее не скомпрометировали.
- Если двое захотят продолжить общение за завтраком, то назначают встречу за пределами танцзала, но никогда (!) не покидают милонгу вместе.
- Музыка танго была придумана во времена, когда люди страдали от бедности, от невозможности что-либо изменить, от любви. Когда вы танцуете танго, вы выражаете именно эти чувства.
- Куда вы спешите? Танго существует 100 лет и просуществует столько же, у вас достаточно времени, не спешите, и успеете насладиться танго.
- Опытного танцора не ведет музыка, он танцует сам.
- В танго никогда не смотрят в глаза. Чужие глаза — чужая собственность, чужая душа. Танцуя с партнершей вы, возможно, видите ее в первый и единственный раз в жизни, вы не имеете никакого права на ее частную жизнь, на ее душу. Партнер смотрит на танцпол, а партнерша — в себя и в свое прошлое.
- Никогда не учите партнера на милонге. Для этого есть уроки и практики. На милонгу приходят танцевать.
- Хороший партнер показывает партнершу.
- Столкнувшись с парой, не помешает потратить пару секунд на то, чтобы извиниться. Хорошие отношения на милонге стоят того.
- Если на милонге появился явный нарушитель порядка, ему следует сделать замечание, если он продолжает безобразничать, с ним поступают так: трое тангерос окружают его в танце и одновременно втроем наступают ему на ноги, чтобы неповадно было впредь.
- Если девушка пришла в сопровождении кавалера, то она перестает существовать для настоящего тангеро. Он никогда не позволит себе пригласить ее. Этим он подтверждает свое уважение к кавалеру. Но если кавалер бросил даму и ушел танцевать с другой, то это уже другое дело.
- На милонге танцуются маленькие шаги, это правило хорошего тона. Ронды, ганчо и поддержки — только для шоу.
- И последнее: во время перерыва (куртины) к моей партнерше подошла подруга и пожаловалась на боль в спине после объятий, на то, что она после этого ноги с трудом передвигает. А та ей ответила: «Так бывает у нас всех, а потом мы жить без этого не можем (без close embrase)».
© Яков Ган