EnEsp

Все статьи

Язык Танго (ноябрь, 2000)

Зуева Юлия

Так что же такое аргентинское танго? Чем больше людей спрашиваешь, тем больше разнообразие ответов. Если вы видели танго в кинофильмах или на сцене в исполнении профессиональных танцоров, то тогда вы, скорее всего скажете: «Танго — это страстный танец, эффектные шаги и позы». Конечно, это прежде всего танец, но также и много больше. И те, кто хотя бы раз в своей жизни ощутил настоящее танго-чувство, скажут иначе: «Танго — это движение, чувство и музыка — все вместе. Танго — это отношения мужчины и женщины. Танго — это маленькая жизнь пока звучит музыка и пока длится объятие. Танго — это мироощущение». 


Я бы сказала, что танго — это богатый язык, с помощью которого мы стремимся понять друг друга и выразить себя в танце.


И если вы решили приобщиться к культуре аргентинского танго, то вам можно только позавидовать. Вы сделаете для себя настоящее открытие! Вы узнаете новый и выразительный язык общения, его правила и каноны, научитесь пониманию его мелодики и ритма. И, я надеюсь, вам понравится. Общение на языке танго будет для вас действительно приятным и незабываемым. Сделайте лишь первый шаг в танго.


Итак, если говорить об основах языка танго, наименьшая значимая частица — это шаг. Это цельное законченное движение, это наименьшее звено или частица, из которых мы построим потом целую цепочку или мозаику фраз. В танго шаги обычно называются «прогулкой» или caminada. Многие спрашивают: «А смогу ли я научиться этим сложным шагам танго?" Здесь нет ничего сложного. Вы никогда не замечали, как удивительно ритмично ходят люди по улице? Это потому, что многие имеют интуитивно правильное представление о равновесии и балансе и, делая шаги, ставят ноги устойчиво и удобно. А когда вы прогуливаетесь с любимым человеком, вы наверняка шагаете рядом, вместе и даже может быть в ногу. Так и в танго. Совсем необязательно знать и исполнять множество изощренных движений. Для начала главное — это слаженные, музыкальные и устойчивые шаги. Шаги по одному и вместе с партнером. Достигая гармонии и единения в паре, двое движутся как единое целое. Говорят так: две головы, четыре ноги и одно сердце. И тогда шаги уже не важны. Это возможно только тогда, когда танцуешь танго близко. На языке танго это так и называется — объятие или abrazo, танго под названием «близкое объятие» (или стиль милонгеро) или танго «салон» с немного более открытым пространством между партнерами. В любом случае, это танго лицом к лицу, щека к щеке. Есть этот маленький космос, ограниченный объятием двух людей и внутри него все: ощущение, мысль, шаг, музыка. Партнеры в паре четко напротив, параллельны тела и ноги — для того, чтобы лучше понять друг друга. Шаг вовне — и упущена тонкая ниточка понимания.


То, что происходит в танго, часто напоминает игру. Для того, чтобы танго состоялось, есть его основное правило: мужчина ведет, дама следует. Он приглашает, задает вопрос, она отвечает. «Может направо в парк или налево в кафе?» «Может быть», — очень характерный ответ. Что должен делать мужчина? Быть вежливым и внимательным, а еще говорить ясно и четко (к слову о произношении). Повести даму всем корпусом, не ногами и не руками, и ждать ее реакции. Что при этом должна делать дама? Главное — не пытаться предугадать, угодить или сделать лишний шаг. А ждать и следовать за его ведением. Дама позволяет мужчине вести себя, не теряя при этом своей самостоятельности. Кстати говоря, сейчас очень многие увлекаются разучиванием обеих партий — мужчины и женщины, в танго говорят — leader и follower, лидер/ведущий и следующий за ведением. Очень любопытное и даже полезное занятие. Тем более, что в доисторические танго-времена танго танцевали мужчина с мужчиной, соревнуясь за благосклонность дамы, а позднее и женщина с женщиной, и в этом нет ничего странного. Вообще принцип ведения, на мой взгляд, основан на идее пространства. Это «жизненное» пространство между двумя людьми в объятии, которое они делят друг с другом обычно поровну. Хотя мужчины иногда могут распорядиться этим пространством на свое усмотрение, но никогда не притесняя даму, вымещать или смещать ее на сакаду или в «бутерброд», и другие фигуры.


Как известно, музыка танго очень сложна и богата паузами, синкопами, сменами ритма и настроения. Есть танго быстрое и медленное, лиричное и страстное, трагичное и веселое. Конечно, сама мелодика танго дает нам подсказки, как музыкально интерпретировать танец. Кроме этого, есть еще быстрый озорной танец милонга и ритмичный легкий танго-вальс. Эти танцы имеют единые с танго корни и основы, но различную музыкальную формулу. Это как диалекты одного и того же языка. Умение слушать и понимать мелодику танго и нюансы его ритма приходит с практикой. Но именно в этом вы сможете как нигде лучше выразить себя, свои мысли и чувства. Это о выразительности языка, богатстве интонаций, уместности знаков препинания, то есть пауз (поз) и окончаний (resolutions). На это есть, конечно, масса правил, но вы вольны расставить их на ваше усмотрение, это ваше авторское право.


Вот теперь мы и подошли к самому, пожалуй, важному в аргентинском танго — импровизации. Освоив каноны языка танго и способы сочетания шагов, звеньев в целую цепь музыкальных фраз, вы откроете для себя бесконечное множество их комбинаций. Каждое ваше танго будет неповторимым. Вы сможете выразить в танго всевозможные оттенки настроений и чувств, насладиться каждым мгновением танца, общением и взаимопониманием. Важно лишь ощущение партнера и музыки, и тогда ваш диалог будет полон внимания, участия и танго.


Быть может, вы хотите узнать, где же этот язык танго практиковать и где на нем общаться? Для этого мы собираемся на милонги — танцевальные вечеринки танго. Именно на милонгах происходит это простое и магическое действо творения танца. И куда бы вы ни поехали, в любой стране мира, если вам встретится информация о милонгах, знайте, что туда можно смело прийти, чтобы найти общий язык с незнакомцами и незнакомками (тангерос), влюбленными в этот удивительный и загадочный танец. Приятного вам танго!

Все статьи

Статьи категории «О танго»