EnEsp

Все статьи

Всемирный музей танго. Виртуальная Экскурсия

Феррер Хорацио

1. Всемирный Музей Танго состоит из трёх четко разграниченных частей: первая — это исторический обзор истории танго начиная с 1850 г., составленный по книге маэстро Хорацио Феррера «Золотой век танго» (Эль Сигло де Оро де Танго). Экспозиция поделена на периоды по 15 лет, представленные на стендах и в витринах; вторая часть — это постоянная выставка живописи, фотографии и документов, посвященных истории танго; третья — наш Олимп (доска почета). Четвертая часть музея представляет собой сувенирный магазин, где можно приобрести подарки, книги о танго, принадлежащие перу известных авторов, диски, брошюры и пр. Мы начнем нашу экскурсию с первой части — периода до танго, с его предыстории. На этих стендах представлены события, связанные с историей танца, первые известные нам танго, статьи известных критиков того времени, газетные заметки, а также мнения о танго таких исторических фигур, как Эрнесто Сабато, Хорицио Салас. В витрине мы можем видеть экземпляр издания Мартина Фьерро, одну из самых ранних партитур танго Талара, угольный утюг того времени, очень тяжелый, пара шпор, сосуд для мате. Все эти предметы рассказывают нам о быте Буэнос-Айреса, еще только развивающегося, в который вливаются различные музыкальные течения и иммигранты со всего мира. Лишь в 1880-95 годах эта разнородная публика начинает чувствовать себя единым народом. К этому времени складывается и идея танго как музыкального жанра и танца. На следующем стенде представлена история танго в период 1895-1910 гг., период, названный маэстро Хорацио Феррером «вспышкой, взрывом», период Старого Поколения и яркого появления музыкальной жизни Буэнос-Айреса.


2. Вышеназванный период начинается с создания танго (1895г.), именно тогда появляются первые танго. Например, Этрерриано считают создателем танго того времени. В первой декаде 20 века (1900-1910 гг.) возникает большое количество авторов-исполнителей танго, положивших начало развитию этого жанра. На выставке эта тенденция представлена многочисленными мелодиями, например, «Портеньо» (1903г.), произведение Анхеля Вильольдо; «Ла Мороча» или "Танго де лос Дисфрасадос» (танго для маскарада), принадлежащее Маурисио Пачеко. Также мы видим фотографии первых музыкальных ансамблей «Квартет Пачо» (сам Пачо играет на бандонеоне). Это одна из самых старых фотографий, она датируется 1904 годом. С этим периодом связаны два важных события. Во-первых, появление самого танго и его исполнителей и, во-вторых, что не менее важно, появление бандонеона. Этот инструмент как нельзя лучше отражает эпоху, ведь именно с этого времени он начинает звучать в трио и квартетах, сопровождаемый также флейтой, гитарой и скрипкой. Также на витрине представлена партитура танго "Эль Чокло», экземпляры газет того времени, например, «Карас и каретас» (лица и маски), пластинки того времени, поскольку в эту эпоху распространение танго идет в первую очередь с помощью записей, ведь таким образом исполнители могли проникнуть в любой дом жителя Буэнос-Айреса. Вот такой, представленный здесь граммофон позволял донести музыкальным коллективам свою музыку до широкой публики. Благодаря пластинкам популярность танго стала расти, что привело в последующие годы и к эволюции самого жанра, структуры оркестров, и даже исполнителей-вокалистов, которые появятся позже.


3. Период Второго Старого Поколения, то есть формализация танго (1910-1925 гг).
Этот период очень важен для истории танго, так как именно в это время появляется танго-песня, развивается творчество Карлоса Гарделя, а также складывается современная структура танго-оркестра. Танго пользуется популярностью в Париже, в других уголках Европы, торжествует оно и в Буэнос-Айресе. На стенде представлены основные исполнители того времени: Роберто Фирпо, Селедонио Флорес, автор текстов, Агустин Барди. Также мы видим здесь некоторые мелодии танго, например «Ми ноче тристе» (моя грустная ночь). Это первая танго-песня. Разница между этим танго, появившимся в 1916 г., и предыдущими в том, что оно имеет четкую структуру: начало, развитие и конец, рассказывает грустную историю о портеньо, безнадежно влюбленном, но девушка оставляет его. Именно таков замысел танго-песни. Авторы «Ми ноче тристе» — Самуэль Кастрильота и Паскуаль Контурси. Среди вещей, принадлежащих рассматриваемой эпохе, мы снова находим большое количество пластинок, а также примус, столько раз упомянутый в текстах танго, валики для пианолы, объявления того времени.


4. В этом зале представлена почти полувековая история танго. Мы увидим, как единый жанр начинает распадаться, как появляются различные приемы создания танго, формы его исполнения — инструментального, вокального и пластического. Почти 60 лет истории танго разбиты на 4 этапа, мы начнем с 1925-1940 гг. Данный период носит название Трансформации или Первого Нового Поколения. Именно в это время появляются фигуры, которые определят развитие танго: такие оркестры, как «Канаро», композиторы Энрике Сантос, продолжает творить Селедонио Флорес, Омеро Манси и, конечно, это необыкновенный успех Карлоса Гарделя, особенно с 1925 г. вплоть до 1935 г., года смерти исполнителя. Именно в этот период складывается его репертуар, Гардель записывается на студиях Аргентины, Испании, США, Франции, а также принимает участие в съемке фильмов. На нашей выставке представлена шляпа Маэстро, подаренная музею госпожой Сусанной Ринальди, кроме того, здесь выставлены пластинки и некоторые документы Гарделя, как, например, этот с его необычными фотографиями. На описываемый период приходится также и расцвет кино (первый озвученный аргентинский фильм появился в 1933 г., его название символично — «Танго»). Начиная с 1933 года, кино наравне с записями делают танго все более и более популярным, уделяя ему значительное внимание и детально рассматривая его историю. Многие сценаристы и режиссеры, как Мануэль Ромеро, Висенте Ромадори, выделяют танго как особый мотив аргентинского кино.


5. 5. Представленный здесь период, 40-е годы, — пожалуй, наиболее представительный в истории танго. В это время появляется большое количество исполнителей. Сложно переоценить их вклад в искусство танго. Представленная в этой части 15-летняя эпоха, «славные сороковые», как ее называли, породила самые знаменитые танго-оркестры, танго-исполнителей, а также бессмертные мелодии, популярные до сих пор. Продолжался и бум средств массмедиа, не только кино способствовало распространению танго в мире, это также и журналы, и газеты, и радио. Именно поэтому в здесь витрине главное место занимает радиоприемник тех лет. Он был альтернативой пластинки, еще одним способом донести танго до слушателя. В 40-е почти все радиопрограммы шли в прямом эфире, и выступления танго-оркестров передавались «в живую», таким образом, каждый у себя дома мог слушать музыку, как если бы он был в концертном зале. В истории танго появляются такие исполнители, как Мерседес Симоне, Мария ла Фуэнте, Кармен Дуаль, руководители танго-оркестров, как Анибал Тройло, Хуан Дариенсо, Анхель де Агостино, Освальдо Пуглиесе и, конечно, знаменитые композиторы, например, Мариано Морес. Последний начинает творить еще с конца 30-х, но его талант полностью раскрывается именно в 40-х. Не следует забывать и о появлении такого явления, как «певец оркестра». Певцы, без сомнения, существовали и в предыдущие периоды, но теперь имя певца становится часто неотделимым от названия конкретного оркестра, например, Франсиско Фиорентино и оркестр Анибала Тройло, Анхель Варгас и дирижер Анхель де Агостино, Роберто Чанель и Альберто Моран и оркестр Освальдо Пуглиесе. Слава певца становится и славой всего ансамбля, и наоборот. Мы видим представленными на стенде и в витрине и другие, не менее важные документы эпохи. Это оригинал визы США, выданной в 1949 г. на имя Титы Морело, печатная машинка, принадлежавшая Франсиско Канаро и другие вещи, рассказывающие нам о быте Буэнос-Айреса: шляпа, мыло и пр.


6. Авангард. Эпоха выдающихся мастеров, посвятивших свою жизнь и талант танго. Это Хорацио Сальган, Астор Пьяццолла, Хулио Соса, Сусана Ринальди, Эладия Бласкес, Чико Новарро. Появление Пьяццоллы, поэтов, исполнителей знаменовало собой новый этап в истории танго, так как оркестр начинает модернизироваться, появляются не использовавшиеся ранее ансамблевые формы, не только традиционная оркестровая, но и, в случае Пьяццоллы, квинтеты, октеты, нонеты, пр. Танго принимает все более разнообразные формы и подвергается внешним влияниям. Важно отметить, что в 1955-1970-х гг. появляется такая фигура, как Хорацио Феррер, чья поэзия определяет этот период. Первое произведение автора — "Романсеро Кандженге» (1966 г.), на витрине представлены материалы, связанные с выходом книги, а также другие произведения маэстро Феррера. 1968-1969 гг. — "Чикилин де Бачин» (Мальчишка из Бачина), «Балада пара ун локо» (Баллада для сумасшедшего). С именем Хорацио Феррера связывают начало новой эпохи в поэзии танго. Дружба и тесное сотрудничество Астора Пьяццоллы и Хорацио Феррера стало значимой вехой в истории танго. Знаковым для самоопределения нового течения в поэзии и музыке считается появление оперы «Мария из Буэнос-Айреса», плода совместного творчества двух маэстрос. Ранее подобная форма не использовалась в танго, но она оказалась настолько удачной, что и сейчас, через много лет после создания, «Мария из Буэнос-Айреса» продолжает свое триумфальное шествие по миру, новые версии этого произведения появляются не только в Европе, но и в других частях света.


7. Период Универсализации танго представлен на выставке фотографиями таких известных людей, как Астор Пьяццолла, Амелита Бальтар, Хорацио Феррер — основателей нового направления в танго, проявившегося наиболее ярко в «Балладе для сумасшедшего», которая произвела фурор тогда, на рубеже двух эпох, модернизации (авангарда) и универсализации. Название последнего периода неслучайно. Начиная с 1983 г. танго, а именно аргентинское танго, становится всемирно известным. Впервые «Аргентинское танго» — это представление-танец было поставлено во всем своем блеске на Бродвейской сцене. Благодаря шумному успеху там, танго проложило себе дорогу на европейские подмостки, которые также стремительно завоевало. Добиться признания танго в мире помогают многие гастролировавшие тогда танго-оркестры и исполнители, в частности, Чикито Майор, чья труппа, сделав карьеру в Европе, несколько раз обогнула земной шар и, без сомнения, является одним из выдающихся коллективов этого периода. Как всегда, в витринах также представлены предметы, отражающие эволюцию времени: кассеты и пластинки, которые сосуществуют в то время.


8. Последняя часть обзорной экскурсии по всемирному музею танго — это 2-ой Современный Период, другими словами, отрезок времени с 1985 по 2004 гг. Наш музей — особое живое существо, такое же живое, как и искусство танго. Согласно терминологии маэстро Феррера, эту эпоху называют Консолидация или Сакрализация. Именно в этот период выделяется традиционное танго, как база для различных стилей и направлений. В представленные 15 лет в стране и за ее пределами проводятся многочисленные танго-фестивали (в Гранаде, в Монтевидео). В последней витрине представлено танго 2004 г. Всемирный музей открыт 22 декабря 2003 г., и нам есть еще много о чем рассказать, поэтому мы оставили достаточно свободного места и стендов, ждущих своих экспонатов.

Буэнос-Айрес, март 2004
Записала Юлия Зуева
Перевод Светланы Тютиной

© Tangomania

Все статьи

Статьи категории «О танго»