EnEsp

Все статьи

Астор Пьаццолла — великий маэстро танго.

Астор ПиаццоллаAstor Piazzolla — выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название nuevo tango. Пьяцолла также известен как непревзойдённый мастер игры на бандонеоне; свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Astor».


Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата, в семье эмигрантов из Италии.


Детство провел с родителями в Нью-Йорке, где влюбился в джаз. Там же в 1930 году начал учиться игре на аккордеоне. Затем брал у Сергея Рахманинова уроки игры на фортепиано с целью аранжировки произведений, написанных для фортепьяно к аккордеону. Познакомился с Карлосом Гарделем, который пригласил юношу попробовать себя в кино, Астор снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь» (1935). В 1937 году он вернулся в Аргентину, играл в ночных клубах с разными музыкантами, в том числе — с Анибалом Тройло. Пьяццолла продолжает брать уроки у Альберто Джинастеры, и в 1946 году создает свой первый собственный оркестр «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». Но его цели этим не ограничиваются. Мечта Пьяццоллы заключается в превращении аккордеона из оркестрового инструмента, используемого в качестве музыкального сопровождения танцев, в инструмент для исполнения классической музыки.


Пьяццолла начинает писать классическую музыку для аккордеона. В 1950 году в США его произведение «Портовая рапсодия» было награждено специальной премией. В 1953 году его симфония «Буэнос-Айрес» удостоена премии Фабиана Севитски, а в 1954 году «Синфониета» номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса. В 1952 году Пьяцолла удостоен премии композиторов Франции, и французское правительство предоставляет ему стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже.


Надя вдохновляет Пьяццоллу на поиски и создание своего собственного музыкального стиля. По окончании французского периода Пьяццолла создает два ансамбля: «Октет Буэнос-Айреса» и «Струнный оркестр». Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но против нее поднимается волна безжалостной критики. Пьяццолла не отчаялся, а продолжил свою линию. Музыкальные фирмы его бойкотируют, и Пьяццолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где работает в качестве аранжировщика. Два года спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создает квинтет.


С каждым днем музыкант приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев. Пьяццолла дает концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США. В 1963 году Пьяццолла завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение «Три симфонических движения», которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Поля Клецки. В 1965 году Пьяцолла сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его поэмам. Диск «Танго» выходит в том же году.


В 1967 году в сотрудничестве с Орасио Феррером Пьяццолла пишет опериту «Мария из Буэнос-Айреса». Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя Музыкального Ансамбля Буэнос-Айреса, сочиняет пьесу «Тангасо», которая была исполнена оркестром во время турне по США. Пьяццолла пишет "Танго Шесть» для Мелос Ансамбля и «Милонга ет Рэ» для скрипача Сальваторе Аккардо. В результате сотрудничества с Феррером Пьяццолла приобретает новый опыт: танго-песня. В 1969 году произведение «Баллада для безумца» завоевывает всемирное признание. Этот, более коммерческий жанр, делает Пьяццоллу известным широкой публике. Его публика, до этого дня состоявшая в основном из узкого круга посвященных, становится все более многочисленной, и Пьяццолла получает признание как подлинный выразитель музыки Буэнос-Айреса.


В 1970 году Пьяццолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создает ораторию «Молодой народ», премьера которой состоялась в Сарбруке. В 1971 году Пьяццолла создает группу «Ансамбль Девяти». Муниципальный совет Буэнос-Айреса подписывает с группой контракт на 2 года для проведения концертов в Аргентине и за рубежом. Пьяццолла имеет большой успех в странах Латинской Америки. В 1972 году состоялся концерт в Италии в Итало-Американском институте, где прошла премьера «Ансамбля Девяти».


Пьяццолла записывает ряд программ для телевидения Италии. 17 августа 1972 года Пьяццолла начинает работать в Театре Колон. Репетиции мешают музыканту принять предложение Бернардо Бертолуччи о написании музыки к кинофильму «Последнее танго в Париже». Пьяццолла пишет музыку к кинофильмам «Джин и Поль» и «Предпоследний». В августе 1972 года в Буэнос-Айресе состоялся «Перламутровый концерт». В 1974 году по просьбе величайший фигуры в мире джазовой музыки Гарри Мулигана Пьяццолла начинает работать в его оркестре, так рождается «Саммит»: Муллиган аккомпанирует Пьяццолле. В 1986 году вместе с Гарри Бартоном Пьяццолла записывает «Сюиту для вибрафона и новый квинтет танго».


В последние годы Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда он давал концерты со своим квинтетом. Пьяцолла выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке и т.д., расширяя, таким образом, рамки публики на каждом континенте во имя славы музыки Буэнос-Айреса. Пьяццолла совместно с Lalo Schiffrin и St Lukes Orchestra записал «Концерт для аккордеона», «Три танго для аккордеона с оркестром» и «Сюиту Пунта дель Эсте». С Kronos quartet музыкант записал сюиту «Five Tangos Sensations», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки.


В 1990 году маэстро Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго». Это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене Театра Колон на концерте памяти Пьяццоллы в 1994 году. Астор Пьяццолла один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Генрих IV», Бертолуччи, «Люмиер», «Армагедон», «Юг» и «Ссылка Гарделя», а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки. В феврале 1993 года в Лос-Анджелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение «Oblivion» в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала «Oblivion» как одно из лучших произведений Пьяццоллы.


Астор Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 года в результате тромбоза мозговых сосудов, которым он страдал с 4 августа 1990 года.

Все статьи

Статьи категории «Люди танго»