EnEsp

Все статьи

Стрелять так стрелять! ... (Свежие впечатления о Буэнос-Айресе)

Бесчувственная Г.

Я никогда не подозревала, каким трудным может быть такое простое дело, как беспристрастный рассказ о чем-либо, что с тобой произошло. После возвращения из Буэнос-Айреса Юля попросила меня описать свои впечатления, ощущения и, собственно, подробности пребывания. Еще в Буэнос-Айресе я думала об этом и планировала сделать серию небольших рассказиков по темам, начиная от культуры и справочной информации и заканчивая приобретенным опытом на милонгах и различными курьезами. Но по прибытии я разочаровалась в этой идее, потому что невозможно уйти от личного отношения, а я не хочу его навязывать. Часть людей почему-то воспринимает болезненно мои комментарии и попытки поделиться. В итоге, поскольку все равно есть интересующиеся и люди по каким-либо причинам не могущие расспросить меня устно, я сдалась. И все-таки выскажу свое мнение. Уж простите. Перед этим я решила вернуться и просмотреть статьи и интервью, которые есть у нас на сайтах и доступны всем страждущим. Забавно, но обо всем уже давно и подробно рассказано, и добавить, в общем-то, нечего; только то, что вдруг информация, которая была для меня «к сведению» приобрела оттенки «внутреннего знания» и стала похожа на старого друга, которого встречаешь после долгих лет разлуки, и годы отступают.


Итак, вся правда о том, что мешает плохому танцору. Рекомендовано только для тех, кто хочет стать хорошим танцором, но без гарантии. Остальным не стоит тратить время. Можно сказать, что я знаю секрет. Он прост и безыскусен. Нужно пройти через потрясение и забыть обо всех своих представлениях о том, что такое «настоящее танго», открыть глаза, уши и сердце. И, может быть, вы перестанете закрывать собой то, что стоит прямо перед вами.


Что же такое танго, и нужно ли этому так долго и упорно учиться? Примерно то же, что и естественность. Много ли вы знаете абсолютно естественных людей? Говорят, что этому нельзя научиться, но можно вспомнить. Вспомнить, восстановить и снова стать собой. А значит долго и упорно трудиться. Нация, которая сохранила свою музыкальность и потребность в социальном и парном взаимодействии через танец, не рассматривает его как что-то отдельное. Это просто жизнь, ее важная часть, как для нас традиция ходить в гости, к примеру. Наверное, не все русские ходят раз в неделю в гости с бутылкой, допустим, шампанского, и не все непременно кушают в гостях «оливье» и поют потом русские песни, но вам же не надо объяснять, что я имею в виду?


И вот крепкий аргентинский старикан, нарядившись в парадное или добротное, подтягивается к 23 (потом все столики на передней линии заняты), а то и позже, если он слегка решил 2 часика прикорнуть, на милонгу. Молодежь уважительно смотрит. Пусть даже старикан слегка сыпется и уже не так лихо вращается против часовой стрелки — он знавал лучшие времена. Он был знаком с самим Аннибалом Тройло, он слыхивал Либертад Ламарку, он выделывал фортеля с (простите, познаний не хватает, а городить чушь не хочется). И он с ходу назовет вам оркестр и подпоет целиком «Портеньо и байларин» на одноименной милонге, и расскажет на какой такт нужно делать паузу в музыке Пуглиезе. Норберто встречает на милонге Роберто, и они вместе с удовольствием обсуждают (я не знаю что). Потом они танцуют, потом смотрят на подрастающее поколение и снова танцуют. Слушают музыку. До 3 или 5, если не сбегут посмотреть на другую милонгу и там не встретят старушку Мими. Есть милонги, расположенные метрах в 150 друг от друга, и всю ночь между ними оживленный траффик. И есть риск, что если вы «не в теме», вы можете больше не пересечься с тем приятным партнером или партнершей, которому обещали еще как-нибудь потанцевать. В ночь от 10 до (думаю) 50 милонг, если брать весь Гранд Буэнос-Айрес. Такси на улице по 5 штук в минуту, автобусы, улыбаясь, катаются всю ночь. И если в первую неделю от милонг тошнит, и музыка въедается в сны, то на третью уже возникает досадливое ощущение, если не видишь завсегдатаев, что все тихо смылись на какую то классную милонгу, а тебя не предупредили. Черт!


Иностранцев видно за версту. Особенно, если бедняги привыкли вести себя так же, как у себя дома. Но многие стараются уважать чужой монастырь, аргентинцы же доброжелательны, если ты интересуешься и стараешься понять. Но только иностранцы так натужно и невразумительно приглашают тебя на танец. Или, пользуясь старой привычкой, подходят и, в зависимости от воспитания, зовут устно или посредством руки. Да уж... И тут уж приходится скрепя сердце либо танцевать, когда не хочется, либо отказывать, что неприятно никому. Первичное опасение, что твоих взглядов никто не заметит, быстро сменяется удовольствием от возможности самому выбирать в зависимости от состояния и настроения, что и с кем делать и делать ли. Порой полезно и приятно присмотреться и отметить детали, или выбрать и оценить приятного партнера на расстоянии. Ведь за танец часто не успеваешь рассмотреть партнера, в «милонгеро» нет такой возможности, а если аргентинец не говорит по-английски, первые 1-2 минуты танца, когда все стоят и общаются, не спеша бросаться в бой, проходят в напряженном разглядывании окружающих или попытке вспомнить весь багаж испанских слов. Хитрые и ловкие милонгеро никогда не остаются без пары. Они быстро проводят рекогносцировку, высчитывают шансы и действуют, целенаправленно смотря на девушку и быстро кивая ей, если она это поняла. Не понять сей призыв невозможно, но можно пропустить его, прикидываясь рассеянной или высматривающей кого-то другого. Да и нога бывает болит, да мало ли что! Когда в поисках партнера вся площадка, приходится быть осмотрительным, чтобы не уходить с милонги с тяжелым чувством неудавшегося вечера. Каждый имеет право танцевать с кем ему нравится, и остальные это право уважают. И именитые танцоры, бывает, прочёсывают кругами зал и не поспевают к раздаче, да ничего обидного здесь нет. Конечно, иногда весь вечер заглядываешься на молодого красавца, и обидно немного, но потом выясняется, что он преподаватель, а ты с красной-то рожей да в калашный ряд! Когда ты видишь КАК они потом танцуют с партнершей, то понимаешь, что не страдать надо, а на ус мотать и понимать как тебе при этом повезло, что ты такое видишь. Ведь для такого партнера доступны тонкости иного порядка, ты ему как дядя Коля, сантехник, для семейного торжества.


Возвращаясь к нашим умениям и пониманию танца, у меня возникает аналогия с родной речью. Не обсуждая никого лично, скорблю. Примерно такие же впечатления, когда литературный обозреватель пытается разговаривать с трактористом, выражающим свои мысли через три известных русских слова и брезгливо оттопыривающим губу на попытку рассказать, что мир бывает другой. В колхозе «Красный рассвет» не надо выпендриваться, пей давай!! Пис-сатель!..


Скорблю о тех, кто не может не потому, что хочет по-своему, а потому, что не имел возможности чувствовать разницу. Невозможно рассказать об ощущениях в «милонгеро» тем, кто не знает, что такое полностью расслабленное тело, тягучий шаг, легкие объятья и полностью контролируемый вес. Я помню свои ощущения на этапе начала и свое тело, и свое слышание музыки и не могу сказать, что я теперь другая только потому, что была в Буэнос-Айресе. Я до сих пор не могу прийти в себя, понимая, что мы сможем двигаться только вместе и только тогда, когда понимание собственной неразвитости «пробьет» критическую массу соотечественников, и они начнут смотреть на этикет не как на досадную помеху всеобщему веселью, а как на часть культуры той страны и того танца, что мы пытаемся изображать. И если мы уж придумали себе такое хобби, то давайте относиться уважительно к знаниям и к себе и слушать, думать, пробовать и соблюдать правила, которые кажутся иногда надуманными. Ходить на милонгу в чистой и подходящей одежде. Мыться. Использовать парфюм, ибо когда тело работает, оно не может не пахнуть, даже если вам так не кажется. Дамы почувствуют и обед, который вы ели 3 часа назад, и сигаретный дым в волосах, и мокрая одежда не доставляет приятных минут, хотя с этим можно иногда мириться, входя в положение. Но поверьте, партнер, меняющий рубашки с запасным платком в кармане и с еле уловимым ароматом парфюма и прополоскавший рот после еды или курения однозначно лучше просто хорошего человека, который не принял в расчет. На милонгах в Буэнос-Айресе, для справки, часто сидят в туалетах тетеньки, которые за чаевые, кои добровольны, продают всякие мятные конфеты, обувные щетки и прочую необходимую мелочь. Мы не там, конечно, но можно иметь джентльменский набор с собой. Девушек все это касается тоже, сами знаете наверняка, и меня в том числе, если кто-то думает, что я читаю нотации.


Не скакать по площадке как кони. Если не слышите музыку — понимайте это и работайте над паузами, а не глушите их гопаком. Партнерши учатся быстрее, это неутешительная правда, им достаточно один раз почувствовать, и они до конца жизни будут искать это в вас и расстраиваться. Или ненавидеть вас и сбегать к Карлосу. Шутка. Зато потом! Весь мир у ваших ног. Шепот по рядам при вашем появлении. Весь зал смотрит в вашу сторону, а вы пьете шампанское! Мачо налицо. Если не умеете расслабить руку — спросите у партнерши, как надо. Не тащите ее за собой, она не лошадь, хотя тоже упирается.


Не делайте болео на милонге, если кроме вас танцует больше двух пар. Как показывает практика, поле зрения наших партнеров узко, а линия танца виртуальна. Отрабатывайте болео на практике, а не на соседях. Или ждите сложную музыку и большое пространство, которое вы можете контролировать. Если наши дамы попробуют танцевать с закрытыми глазами как там, это приведет к травматизму. Не кидайте в меня палками, пробуйте приглашать взглядами. Это не приказ. Совет, если еще вас не стошнило. Там тоже нет 100% гарантии, всякое случается. Один немец сильно меня позабавил, нащупав под столом мою ногу своею и пояснив, что это «немецкий» стиль приглашения. И потом надо дать человеческий шанс тем, кто плохо танцует — пусть они подкрадываются со спины, но нечасто. А вы, ветераны танго-движения, ну как же не взывать к вам? Нешто ехать опять по заграницам без надежды гордиться когда-нибудь русскими тангерос?


Этим мы выказываем уважение друг к другу и создаем общее поле того, что там называют «милонга». Чтобы не чувствовать потом себя в Буэнос-Айресе как обезьяна, которую научили есть ложкой и сидеть за столом. Ох, как я утомилась. Заканчиваю, чтобы, надеюсь, никогда к этому не возвращаться. Но лучше сразу знайте о моих черных мыслях. У меня уже есть сподвижники, и нас будет все больше и больше!..


© Tango Argentino
январь 2004

Все статьи

Статьи категории «Публицистика»